Вячеслав Бочаров и Родион Шишков

предприниматель-новатор
титульный партнер
титульный партнер
стратегический партнер
Вячеслав Бочаров и Родион Шишков
титульный партнер
титульный партнер
стратегический партнер
Вячеслав Бочаров и Родион Шишков
титульный партнер
титульный партнер
стратегический партнер
Основатели сервиса «Самокат», обеспечившие высокую скорость доставки продуктов горожанам в период форс-мажорного спроса.
Весной 2020 г., когда в Петербурге был установлен режим самоизоляции, спрос на доставку продуктов вырос кратно. Большинство участников рынка не справлялись с потоком заказов — в конце марта и в апреле сроки доставки увеличились до нескольких дней, а в ряде случаев составляли более недели. В этот период «Самокат» выделился на фоне конкурентов, сумев обеспечить исполнение заказов за 15 — 30 минут. Добиться этого удалось благодаря эффективной бизнес-модели — собственным складам формата dark store, расположенным в каждом из районов присутствия сервиса.
Преимущество сервиса было оценена не только потребителями (по данным компании, более 60% новых пользователей, впервые сделавших заказ в «Самокате» в разгар пандемии, продолжают покупки и сейчас), но и инвесторами. В мае 2020 года совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка приобрело 75,6% акций «Самоката». В третьем квартале 2020 года выручка сервиса выросла в 20 раз год к году и составила 2 млрд руб. На долю собственных торговых марок приходится 13% выручки компании. Объем заказов в третьем квартале 2020 года достиг 4,5 млн, что в 12 раз выше показателя за аналогичный период годом ранее. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани работает свыше 300 dark store, а ежедневный объем заказов достигает 60 тыс.
Таких результатов стартап из Петербурга достиг всего за три года. Идея сервиса быстрой доставки продуктов возникла у бывшего топ-менеджера «Магнита» Вячеслава Бочарова и одного из руководителей «Почты России» Родиона Шишкова при работе над приложением по автоматизации управления недвижимостью. Они увидели в сервисе доставки новую перспективную рыночную нишу. В октябре 2017 года в Петербурге открылся первый склад компании, который оперировал небольшим ассортиментом. В 2018 году Шишков и Бочаров привлекли около 1 млн долл. инвестиций и начали масштабировать проект. К концу 2018 года число заказов достигло 8 тыс. в месяц. В 2019 году компания привлекла 10 млн долл. инвестиций от ГК ПИК Сергея Гордеева и увеличила выручку до более чем 700 млн рублей. Сервис стал доставлять не только продукты и напитки, но и товары повседневного спроса. В 2020 году Mail.ru Group и Сбербанк выкупили доли финансовых инвесторов проекта. Основатели сервиса сохранили свои миноритарные пакеты и после закрытия сделки продолжают руководить компанией.
Вячеслав Бочаров отвечает за стратегическое развитие и операционное управление, Родион Шишков — руководитель продуктовой команды, отвечающий за технологическую часть проекта.
Интересный кейс?
Мнения
Виктор Вентимилла Алонсо
председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
«Я наблюдаю за развитием компании „Самокат“ не только потому, что она входит в экосистему Сбера, но и потому, что эта команда сумела создать очень серьезный бизнес с нуля. Грамотный менеджмент, прогрессивные IT-решения и эффективное реагирование на изменения условий — вот рецепт их успеха».
Маргарита Бородатова
Генеральный директор ООО "УК "ДОХОДЪ"
«Сервис „Самокат“ продемонстрировал, как правильно и грамотно выстроенная бизнес-модель способна работать и развиваться в любых условиях, в том числе при повышенной нагрузке. Бизнес был успешно масштабирован, созданы новые рабочие места, сохранена эффективность. Большая заслуга Вячеслава Бочарова и Родиона Шишкова в том, что три года назад они дальновидно сделали ставку на определенную нишу и заложили в основу бренда понятные ценности. „Самокат“ выглядит легко и современно в сознании потребителей услуг и закрывает потребности в быстрой доставке. Внимание со стороны инвесторов и их активное участие в столь молодом проекте — это значимый показатель успешности».
Вячеслав Трактовенко
Предприниматель, региональный координатор «Клуба лидеров» в СПб и ЛО
«Сейчас есть достаточно большое количество подобных сервисов, в том числе с петербургскими корнями. Например, iGooods, также отмеченный в проекте „Герои года“. Ключевыми условиями их успеха являются правильно выстроенные процессы, логистика и качество клиентского сервиса. Пандемия и массовый уход людей на изоляцию и удаленку, с одной стороны, подхлестнули развитие, а с другой — стали большим испытанием, поскольку потребовали быстрого масштабирования.

Самокат с этим отлично справился, и, обеспечив супербыструю доставку, смог завоевать лояльность покупателей и долю рынка. Что показывает успешность их бизнес-модели. В связи с этим вполне логичным выглядит интерес инвесторов и вхождение в проект Mail.ru Group и Сбербанка. Тем более что многие крупные экосистемы стремятся иметь свой сервис доставки, который решал бы проблемы „последней мили“. При дальнейшем росте важно не потерять эту эффективную бизнес-модель, сохранить самобытность и попробовать выиграть рынок в условиях сильной конкуренции, а не стать лишь звеном в цепочке бизнес-процессов крупной экосистемы».
Иван Федяков
Генеральный директор INFOLine
«В условиях пандемии и самоизоляции эволюционный процесс, который у российского рынка foodtech должен был занять несколько лет, прошел за несколько месяцев. Компания «Самокат» успешно закрепилась на рынке, их услуги востребованы. У них новая для нашего рынка бизнес-модель. Расти им есть куда, потому что рынок доставки еды на дом пока находится в зачаточном состоянии. В прошлом году его объем составил 45 млрд руб., в этом году, мы ожидаем роста до 140 – 160 млрд. Если учесть, что оборот рынка продажи продуктов питания в России составляет 16 трлн. руб., то потенциал для роста огромный».