ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА

Ирина Тиусонина, продюсер ресторанной премии WHERETOEAT: экспансия в регионы России премии, ставшей инструментом поддержки и развития российской ресторанной отрасли

ПАРТНЕРЫ
Ирина Тиусонина, продюсер ресторанной премии WHERETOEAT: экспансия в регионы России премии, ставшей инструментом поддержки и развития российской ресторанной отрасли
Ирина Тиусонина никогда не была ресторатором. Она журналист, выпустившая в том числе первый в России бортовой журнал. Тем не менее, она создала отраслевую премию, которую с недавнего времени позиционирует как «Русский Мишлен» - с недавнего, потому что, благодаря активной экспансии, изначально петербургский проект вышел на общероссийский уровень. В 2021 году к премии присоединились большие удаленные от Петербурга территории – она проведена в Сибирском федеральном округе, а в 2022 году её проведение запланировано в Поволжье и на Дальнем Востоке. Ранее WHERETOEAT пришла в Москву, Татарстан, на Урал и Юг России. Премия стала национальной.
Российские рестораторы считают вхождение в топ ресторанов WHERETOEAT стимулом для развития бизнеса. В период пандемии, когда отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших, частный проект Тиусониной стал одним из немногих инструментов поддержки, доступных индустрии.
Бизнес-модель премии позволяет ей быть независимой от номинантов; она существует на деньги партнёров.
Русский «Мишлен»
Независимая ресторанная премия WHERETOEAT (WTE) — это ежегодные рейтинги лучших ресторанов Москвы, Санкт-Петербурга, Юга России, Татарстана, Урала, Сибири. Отдельно составляется общий рейтинг ресторанов всей России. Итоговые рейтинговые списки формируются по результатам тайного голосования коллегии экспертов — профессионалов ресторанного, гостиничного и винного бизнеса. В регионах коллегия экспертов состоит из 100 человек, общероссийская коллегия включает 500 человек. Шорт-лист премии включает топ-50 ресторанов. Любой ресторатор по своему желанию не может подать заявку на участие в премии, рестораны к участию выдвигают эксперты. Главный приз всероссийской премии - антикварная серебряная чаша для льда, которая передаётся от победителя к победителю; лауреатов региональных премий награждают памятной тарелкой.
основатель ресторанной группы Probka Арам Мнацаканов на церемонии вручения премии WHERETOEAT
Российский масштаб премия получила не сразу. В 2013 году при запуске проекта в Петербурге в WTE принимали участие 230 ресторанов. В 2015 году Ирина Тиусонина, как она сама говорит, «рискнула» поехать с премией в Москву. Скромного бюджета организаторам хватило, чтобы провести первые две церемонии вручения премии в пресс-центре ИТАР-ТАСС в формате пресс-конференции. К слову, WHERETOEAT – единственный проект из сферы HoReCa, который пустила закрытая федеральная площадка, разрешив транслировать церемонию из пресс-центра. И первая, и вторая церемония в Москве были успешными - по словам Ирины Тиусониной, «избалованное» ресторанное сообщество столицы достойно оценило проведение премии, у рестораторов было желание за неё бороться. Теперь премия проходит на площадке ГУМа на Красной площади.
В 2019 году, помимо региональных ресторанных рейтингов, WTE запустила первый общероссийский ресторанный рейтинг WHERETOEAT Russia, куда попадают рестораны со всех оцениваемых регионов России. Количество ресторанов, участвующих в премии, к 2021 году выросло в 10 раз - с 230 до 2300 ресторанов.
Экспансию премии в другие регионы Тиусонина называет непростой. В каждом округе есть свои особенности; рестораторы, жители, потенциальные партнёры привыкли доверять «своим». Поддержки организаторы премии ищут и у отраслевых региональных чиновников. Для этого Тиусонина выработала свою модель переговоров: «У меня отличная тактика в переговорах с региональными чиновниками выработалась. Я их на полном серьезе спрашиваю: «Вы телевизор смотрите? Вы слушаете хотя бы иногда президента?» — «Какого?» — «Путина, конечно!» Вижу человек каменеет и бледнеет лицом: «И что у нас говорит президент?» Я объясняю, что Путин говорит про импортозамещение. А я делаю русский «Мишлен». Чиновники сразу проникаются идеей и начинают изо всех сил помогать. Я, конечно, утрирую. Но все практически так и есть», - рассказывала она.
основатель ресторанного альянса White Rabbit Family Борис Зарьков на церемонии вручения премии WHERETOEAT
Вечер в католическом храме
Ирина Тиусонина переехала в Петербург в начале 90-х после окончания факультета журналистики МГУ. Вышла замуж за петербуржца. В Петербурге она вела круглые столы на радио «Балтика». Тогда страна готовилась к выборам в Госдуму 1995 года и участниками политических дебатов Тиусониой были Владимир Путин, Анатолий Собчак, Владимир Жириновский, Григорий Зюганов.
WTE появилась именно благодаря этому периоду в жизни журналистки. Тогда она на двоих с партнером основала издательский дом СПН, начавший выпускать первый бортовой журнал в России для Пулковских авиалиний (позднее реорганизована в авиакомпанию «Россия»). Та же команда выпустила первый журнал для РЖД.
- В 1995 году, находясь в Париже, мы увидели журнал WhereParis для путешественников. Это франшиза канадского издательства Where, которая была тогда популярна в Америке и в Европе. И нам пришла идея - почему бы не запустить первый в России журнал на английском для туристов? Мы связались с канадцами, съездили в Торонто, подписали с ними договор. И запустили первый в России англоязычный журнал для туристов WhereStPetersburg, портал Where.ru существует по сегодняшний день.
команда ресторана Birch на церемонии вручения премии WHERETOEAT
В какой-то момент Ирину Тиусонину пригласили работать в Лондон - делать русскоязычную версию WhereLondon для русских туристов, и она согласилась. В одной из командировок в Лондоне Тиусонина оказалась на британской ресторанной премии 50 Best Restaurants.
- Хоть от журнала мы уже тогда награждали звёздами лучшие рестораны, скажу честно – отдельно я никогда не хотела делать никакие премии. Но в тот вечер мне такая идея пришла. Меня очаровала красивая церемония лондонской премии, проведенная в католическом храме. Я подумала, что российские рестораторы тоже достойны, чтобы их так отмечали. И решила начать делать ресторанную премию в нашей стране.
Как появилась цель
Изначально целей у премии не было, признаётся Тиусонина – просто красивый конкурс. Но постепенно оказалось, что проект стал своеобразным драйвером ресторанной отрасли. Когда рестораторы оказываются в первой десятке лучших по версии WHERETOEAT, у них появляется хороший повод рассказать аудитории о своих преимуществах – и трафик растет. Например, после того как в 2019 году недавно открытый Birch занял первое место в рейтинге петербургских ресторанов, забронировать столик на ближайшие три месяца в заведении было невозможно.
Как отмечает Ирина Тиусонина, рестораторы стали больше думать о продвижении – в том числе, о продвижении по результатам премирования. По её словам, если раньше петербургские рестораторы выходили на сцену за наградой и вежливо отказывались от наклейки с логотипом премии, которую можно повесить на дверь, то сейчас все их забирают – «потому что наклейки работают; гости выделяют лауреатов премии на общем фоне», - говорит Тиусонина.
Теперь цель у премии есть:
- Мы стараемся делать всё, чтобы премия стимулировала развитие ресторанной отрасли – поэтому расширяемся. Я считаю, что наша страна достойна сильной национальной ресторанной премии. Французы имеют «Мишлен», англичане – 50 Best, новозеландцы – свою премию «золотых колпаков» Nestle Golden Chefs Hat Award. А я хочу сделать премию для всей России, которая будет значимая и единственная.
«Да бросьте, все берут»
Как отмечает Ирина Тиусонина, в организации премии есть две сложности – финансовая сторона и репутация. Первое зависит от второго. Как поясняет Тиусонина, бюджет, на который проходит премия, формируется через партнёрство с компаниями, то есть у WHERETOEAT нет постоянных инвесторов, которые ее содержат. Партнёры, рестораторы и аудитория будут доверять только премии с репутацией, то есть той, где результаты не покупаются.
- Самое сложное – репутационные риски. Чтобы о тебе не было слухов, что ты берешь деньги с кандидатов. Это всегда очень сложно, потому что рано или поздно люди начинают говорить: «Ну ладно, бросьте. Все берут. Легко купить и эту премию». WHERETOEAT ценится, потому что у нас хорошая репутация. Поверьте, некоторые российские рестораторы с радостью бы купили «Мишлен», но не знают, как это сделать. Потому что купить «Мишлен» невозможно – вот что такое репутация.
Сейчас партнёрами премии являются бренд Evian французской компании Danone, бренд Ferrarelle итальянской компании Amedei, бренд Nespresso швейцарской компании Nestle, производитель алкогольной продукции Ladoga и др.
По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», юрлицо WHERETOEAT ООО «Ресто-бюро» в 2020 году получило прибыль в 2,2 млн руб.

Мнения
Артем Гудченко
сооснователь ресторана Eclipse

сооснователь ресторана Eclipse
Артем Гудченко
«Положительный эффект от появления большой отраслевой премии заключается, на мой взгляд, в нескольких вещах. Во-первых, в публичной состязательности. Рестораторы знают, что национальный рейтинг составляется ежегодно и рассчитывают занять в нём первые места. А значит, надо становиться лучше — WTE стимулирует нас конкурировать друг с другом в позитивном ключе.
Мы хотим признания профсообщества и прилагаем для этого определенные усилия. Премия, получается, мотиватор, который двигает вперед рестораторов, шеф-поваров, управляющих, официантов.
Во-вторых, вклад WTE — в формировании вокруг премии профессионального сообщества. Это большое живое коммьюнити - круг рестораторов, которые, конкурируя между собой, одновременно обмениваются идеями, нередко друг другу помогают и с большим интересом следят за экспериментами и достижениями; за тем, кто и что делает.
В период пандемии роль премии в поддержке ресторанной отрасли стала особенно заметной. Она и сплачивает, и вдохновляет, и стимулирует качественно развиваться, а не только бороться с форс-мажорами. Ведь все рестораторы - творческие люди, довольно амбициозные, им важно признание. Кроме того, наличие у ресторана такой премии, как показала практика, повышает вес HR-бренда. Вы как работодатель становитесь для соискателя приоритетной компанией, значит, у вас больше шансов найти квалифицированных шеф-поваров, управляющих, официантов. А это важное экономическое преимущество сейчас, когда ресторанный рынок испытывает острый дефицита персонала».

Хезрет-Арслан Бердиев
шеф-повар ресторана Birch

шеф-повар ресторана Birch
Хезрет-Арслан Бердиев
«Премия WhereToEat – инструмент развития ресторанной отрасли. Во-первых, она сплачивает команды. Команда, претендующая на высокое место в WTE, ставит себе цель показать преимущества заведения и двигается к этому. В «ковидное» время сплоченность играет большую роль.
Во-вторых, это хорошо для гостей. Премия для них работает как путеводитель, подсказывая, какие заведения можно посетить. Соответственно, это положительно сказывается на внешнем и внутреннем туризме. Сейчас премия проводится в нескольких регионах России, и когда вы приезжаете в новый для вас город, то знаете, каким заведениям можно доверять. Некоторые узнают о достойных ресторанах благодаря публикациям с премии и приезжают в Петербург или Москву с целью гастрономического туризма.
В-третьих, премия усиливает конкуренцию между ресторанами. Рестораны борются за эту премию, потому что она увеличивает трафик в заведения. Обычно у ресторанов, которые получили достойные места, появляется дополнительный поток гостей».

*ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015