ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА

Александр Артемьев, создатель горного парка «Рускеала»: развитие туристического маршрута, заново открывшего для российских путешественников Карелию

ПАРТНЕРЫ
Александр Артемьев, создатель горного парка «Рускеала»: развитие туристического маршрута, заново открывшего для российских путешественников Карелию
Александру Артемьеву, основателю фирмы ООО «Колмас Карелия», удалось то, что редко получается у властей российских регионов – привести на территорию постоянный поток туристов, а вслед за ним – современную транспортную инфраструктуру. В 2020-2021 годах, в условиях закрытых внешних границ, частный проект «Рускеала» оказался сверхпопулярным у петербуржцев и открыл для них Карелию: несмотря на близость этого региона, многие во время пандемии побывали в республике впервые.
Сейчас парк активно посещают и москвичи – в том числе, благодаря пущенным в «Рускеалу» электричкам - «Ласточкам». Карелия получила не только деньги, привозимые туристами, но и дороги – РЖД поддержала «Рускеалу» новыми маршрутами. Туристический сезон 2021 года стал для парка рекордным. Мраморное месторождение за первые девять месяцев посетили почти полмиллиона туристов.
Александр Артемьев погиб от коронавируса в октябре 2020 года; проект развивает его команда.
видеопредставление героя
Взлет «Рускеалы»
2021 год стал лучшим в истории проекта: «Рускеалу» в январе-сентябре посетили 470 тыс. гостей. В условиях закрытых внешних границ россияне, в частности, петербуржцы, выбирали карельский парк как уже полностью «готовый» туристический продукт, в отличие от многих других внутренних маршрутов, которые только начали развиваться.
Число туристов, посещающих «Рускеалу», росло ежегодно. С 2014 года, когда число посетителей впервые достигло 100 тыс. в год, по 2020 год туристический трафик вырос более чем в 4 раза и достиг 408 тыс. гостей в год.
Новая легенда Карелии
В правительстве Карелии отмечают, что горный парк «Рускеала» - первый на Северо-Западе пример успешной коммерциализации объекта историко-культурного наследия. Как отмечают карельские власти, именно благодаря Александру Артемьеву техногенный ландшафт заброшенного мраморного месторождения превратился в современный туристический комплекс с сетью маршрутов - наземных, водных и подземных.
«Всей душой влюбленный в Карелию, в ее природу, Александр Борисович отдавал ей все свои силы и мечты. Благодаря его идеям и смелым предложениям у нас есть уникальный фестиваль «Ruskeala Simfony» и знаменитый «Рускеальский экспресс». Но самое главное – у нас есть легенда, прикоснуться к которой приезжают люди со всего мира! Переоценить его вклад в развитие нашей республики невозможно», - написал на странице в соцсети «Вконтакте» губернатор региона Артур Парфенчиков.
По итогам 2020 года Карелию посетили 790 тыс. туристов, сообщала заместитель начальника управления по туризму в республике Ольга Лукина, это чуть меньше аналогичного показателя 2019 года, когда Карелию посетили 830 тыс. человек.
При этом в 2020 году более половины туристов, приезжающих в республику, были посетителями «Рускеалы».
Окупаемость превзошла ожидания
По словам сегодняшнего генерального директора ООО «Колмас Карелия» Олега Бакума, за последние три года в «Рускеалу» было вложено порядка 300 млн руб. Вложения за все годы не подсчитывались, но, по словам Бакума, на первых этапах проекта они также составляли сотни миллионов рублей. Окупаемость инвестиций превзошла ожидания. Например, как отмечает Олег Бакум в маршрут «Подземная Рускеала», запущенный в 2017 году, было вложено 45 млн руб., расчетный срок окупаемости составлял пять лет. Однако только в год открытия маршрут посетили 30 тыс. туристов; проект в итоге окупился за четыре года.
По данным информационной системы «СПАРК», прибыль ООО «Колмас Карелия» в 2020 году составила 57 млн руб., выручка от продаж - 230,2 млн руб. Годом ранее показатели компании были ниже: по итогам 2019 года прибыль компании составила 33,3 млн руб., выручка- 182,2 млн руб.
С весны 2021 года ООО «Колмас Карелия» принадлежит вдове Александра Артемьева – Юлии Артемьевой (91,7%) и сыну Савелию Артемьеву (8,3%).
История создания и развития
Рускеальское мраморное месторождение – самое крупное из Приладожских. Оно занимает площадь в несколько десятков квадратных километров, и разведано до глубины более пятисот метров. Добытый здесь мрамор использовался для облицовки Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка. В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия, спустя год он был включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
В 2005 году на месте мраморного месторождения открылся горный парк «Рускеала» - комплексный памятник природы и истории горного дела России и Финляндии.
Проект запустился за счёт средств и усилий компании ООО «Колмас Карелия», которой на тот момент владел и руководил Александр Артемьев. Тогда было открыта первая экологическая тропа и фрагмент штольни, создана лодочная станция. За шестнадцать лет в горном парке запустили целый ряд новых проектов. В парке работает комплекс «Рускеала Экстрим Парк», куда входят аттракционы и верёвочный парк.
На территории «Рускеалы» установлены информационные стенды, оборудованы пешие туристические тропы. Создатели парка называют «Рускеалу» «лабораторией современного туризма».
Дороги привели туристов
Важную роль в развитии проекта сыграли Российские железные дороги. Поток туристов заметно увеличился после того, как были запущены регулярные «Ласточки» между Петербургом и Сортавалой, связанные с электричками Сортавала – Рускеала и ретропоездом «Рускеальный экспресс», следующим в горный парк из Сортавалы. Ретропоезд на паровой тяге «Рускеальский экспресс» стал отдельной туристической «фишкой», добавившей популярности как Рускеале, так и Сортавале, из которой отправляется.
Летом 2020 году было организовано прямое железнодорожное сообщение между Москвой и горным парком «Рускеала».
Летом 2021 года РЖД запустила новый маршрут на рельсовых автобусах «Орлан» по берегу Ладожского озера: Лодейное Поле (Ленинградская область) - Рускеала. Как отмечали транспортные эксперты, этот новый маршрут важен уже не столько для гостей парка, сколько для жителей республики, получивших удобную транспортную связь между населенными пунктами, и для привлечения туристов в эти пункты.
Появление новой автомобильной трассы Петербург – Сортавала – обстоятельство, не связанное с деятельностью парка, но существенно поддержавшее его развитие.
Вокзал и «Трубы»
В планах у наследников «Рускеалы» - дальнейшее развитие проекта.
«Большое внимание в планах развития уделяется сохранению историко-культурного и горно-индустриального наследия территории. Готовится к открытию культурно-исторический центр, посвященный истории Рускеальского мраморного месторождения», - говорит Олег Бакум.
По словам Бакума, план строительства новой приветственной зоны на территории 12 гектаров включает в себя расширение транспортной инфраструктуры парка. У «Рускеалы» появится дополнительная автомобильная парковка, планируется построить стилизованный вокзал для гостей, прибывающих в парк железнодорожным транспортом. Кроме того, в планах - строительство гостиницы, конференц-центра, амфитеатра для проведения мероприятий, увеличение количества мест отдыха, точек питания.
Как отмечает генеральный директор «Колмас Карелия», в дальнейшем будут восстановлены и реконструированы обжиговые печи мраморно-известкового завода и создан музейный комплекс «Трубы». Обветшавшее здание заводоуправления реконструируют и откроют там музейную экспозицию.

Мнения
Светлана Гузь
управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business

управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business
Светлана Гузь
«Эпидемиологические ограничения и закрытые границы в прошлом году сильно изменили развития туристической отрасли, переориентировав турпоток на внутренние точки интереса.
Если не брать в расчет соседнюю Ленинградскую область, выезд на территорию которой петербуржцы не считают туризмом, то ближайший и, пожалуй, самый интересный для горожан регион – это Карелия.
В высокий сезон 2020 года, по данным правительства Республики Карелия, регион посетило почти 800 тыс. человек, за сезон 2021 года – почти 1 млн. Растущий спрос на туристические продукты республики очевиден и, разумеется, инвесторы старались подготовить соответствующее предложение – новые туристические сервисы и гостиницы, активно строилась инфраструктура вокруг известных природных памятников.
Вместе с тем, в регионе до сих пор налицо явный дефицит качественных средств размещения (высококлассных объектов не более двух десятков, бронь на них закрывается уже в начале весны), точек питания, транспортных и экскурсионных услуг. Для роста инвестиций туристическую отрасль, будь то экотуризм выходного дня или рекреационный туризм, правительству региона следует решить проблему круглогодичной транспортной доступности основных точек притяжения и достопримечательностей. Качественная инфраструктура и транспортная доступность - залог развития данного региона».

*ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015