Во время пандемии, в 2019-2021 году, в здании Дома радио на Итальянской улице появляется центр актуальной культуры – домашняя площадка всемирно известного оркестра и хора musicAeterna, резиденция композиторов, выставочное и концертное пространство.
Проект появился по инициативе руководителя musicAeterna Теодора Курентзиса, поддержанной руководством «Телерадиокомпании «Петербург» - оно приняло решение передать в аренду команды Курентзиса здание Дома Радио, находящееся в управлении телекомпании – и воплощается под руководством Дмитрия Озеркова. Финансирование проекта осуществляет Банк ВТБ.
«Византийский баухаус» и гений места на Итальянской
Скрипач и один из концертмейстеров musicAeterna Владислав Песин сравнивает акустику Дома радио с храмовой – как в соборе Святого Марка в Венеции.
По словам директора musicAeterna в России - искусствоведа, заведующего отделом современного искусства в Эрмитаже Дмитрия Озеркова, проект в Доме радио – «это попытка объединить все исторические слои, известные этому гению места; попытка увидеть разные пласты звукового, пространственного, реального и надреального смыслов этого здания».
«У нас, как говорит Теодор, тут византийский баухаус — творческое объединение, но с четкой структурой, - продолжает рассказывать Дмитрий Озерков. - На последнем этаже сидят композиторы, наши резиденты. Это вершина пирамиды. Ниже — музыканты, потом театр и хореография. Наконец, все придуманное исполняется в первой студии и фойе — перед зрителями».
видеопредставление героя
Инициаторы проекта подчеркивают, что Дом Радио призван быть живым памятником, не мавзолеем.
Теодор Курентзис объясняет: «Мы должны уважать и сохранять традицию, но также должны найти применение этим знаниям в наши дни. Поэтому здесь должны быть образовательные проекты, культурный кластер, база оркестра и хора, выставки, блокадный музей, чтобы люди, с одной стороны, могли узнать историю, с другой - увидеть что-то совсем новое. То новое, которое станет историей в будущем».
«Хотим все время нового»
С приездом Курентзиса критики связывают надежды на обновление культурной афиши Петербурга и его статуса в музыкальном мире.
Журналист, блогер Дмитрий Губин ранее отмечал: «Идее Курентзиса открыть центр в Доме Радио аплодирую стоя. Мода на музыку — это необходимое условие и существования, и развития музыки… А сегодня Петербург в музыкальном смысле дико немоден: это европейская музыкальная провинция. С провинциальностью пора кончать».
«С тех пор, как musicAeterna въехал в Дом радио, этот особняк ожил: там происходят яркие события. Лекционные циклы, посвященные то Византии, то современной музыке, public talks с композиторами, новые кинопоказы, выставки», - отмечает музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и Союза театральных деятелей России Гюляра Садых-заде.
По мнению Дмитрия Озеркова, Дом радио является культурной институцией будущего: «Через 3-5 лет Дом радио станет местом тайного знания и местом, из которого распространяется уникальная культура, пути которой совершенно забыты на фоне полной цифровизации нашего общества. И эта институция будет все время меняться, мы хотим все время нового, обновляющегося проекта, который будет всегда идти на шаг впереди и привносить в город что-то совершенно особое».
Что происходит в Доме Радио
В октябре 2019 года оркестр Курентзиса дает первый концерт в своей домашней резиденции на Итальянской; в марте 2020 г. – второй. После снятия карантинных ограничений музыкальные события на Итальянской становятся регулярными.
Концерты MusicAeterna - предмет для обсуждения, они нестандартны, проходят в необычной атмосфере и привлекают в Дом радио неофитов.
Весной 2020 года в Доме радио открывается резиденция композиторов. В Петербург из Вены приезжает Алексей Ретинский, он пишет здесь новые произведения для оркестра и хора и работает над совместными проектами с петербургскими художниками. Сейчас в резиденции работает греческий композитор Андреас Мустукис. В октябре 2021 в Доме радио готовится премьера в рамках театральной программы. Создатель искусственного универсального языка Дженералиссимо - хореограф Клаудиа Кастеллуччи - представит созданный в стенах Дома радио перформанс «Новый обычай», с участием танцоров из разных городов и артистов хора musicAeterna. Это будет сочетание древнерусских певческих традиций и современной хореографии.
Образовательная программа в Доме радио представлена созданной Курентзисом «Лабораторией современного зрителя». Здесь проходят лекции, творческие встречи, мастер-классы, разбор партитур, открытые репетиции.
Кинолаборатория экспериментального кино представляет не только редкие фильмы, но и произведения видеоарта, образцы параллельного кино и работы в традициях аналогового абстрактного кинематографа.
Летом 2021 г. в Доме радио открыто выставочное пространство, его первой экспозицией стала Летняя выставка российских и международных звезд современного искусства, среди них Татьяна Ахметгалиева, Сергей Братков, Эрик Булатов, Эрвин Вурм, Мэт Коллишоу, Илья Кабаков, Пипилотти Рист, Ольга Чернышева.
Собственность и деньги
Дом Радио находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»), которая входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука. Телекомпания приняла решение предоставить оркестру musicAeterna помещения Дома радио в аренду; она же провела ремонт фасадов.
Основную часть расходов по содержанию здания и реализации проекта берет на себя генеральный партнер оркестра и хора – Банк ВТБ, он поддерживает не только работу культурно-образовательного центра в Доме Радио, но также создание digital-платформы, работу музыкантов на мировых музыкальных площадках мира.
Справка
Дом Радио находится в управлении телерадиокомпании «Петербург» («Пятый канал»), которая входит в «Национальную медиа группу» Юрия Ковальчука. Телекомпания приняла решение предоставить оркестру musicAeterna помещения Дома радио в аренду; она же провела ремонт фасадов.
MusicAeterna – коллектив, созданный дирижером, выпускником Петербургской консерватории Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске.
Оркестр стал широко известен благодаря балету Леонида Десятникова «Русские сезоны» в постановке Аллы Сигаловой, опере Джузеппе Верди «Макбет» в постановке Дмитрия Чернякова, постановкам «Дон Жуана» Моцарта в Большом театре.
В мире о Курентзисе начали говорить после выпуска моцартовской трилогии для Sony Classical, отмечая особую способность дирижера «вдохнуть новую жизнь даже в самый абсурдный комический маскарад» (газета The Independent). Переезд в Пермь и статус художественного руководителя пермского Театра оперы и балета позволили региональному театру пережить взлет – В Перми выступали артисты с мировым именем.
«Теодор приглашал музыкантов и из Европы, и из Нового Света, и фактически строил оркестр под себя, - объясняет уникальность musicAeterna Гюляра Садых-заде. – В оперном театре при Курентзисе появлялись такие режиссеры мирового класса, как Роберт Уилсон, который там ставил «Травиату», как Питер Селларс с «Королевой индейцев» - эти постановки награждены «Золотыми масками». Ни один другой отечественный оперный театр в последние 15 лет не привозил режиссеров такого ранга и не имел возможности их приглашать».
Оставаясь худруком Пермской оперы, Курентзис давал концерты на самых престижных музыкальных площадках мира: Венский Концертхаус, Берлинская и Парижская филармонии, Театр Ла Скала. В 2017 году оркестр musicAeterna стал первым российским коллективом, открывшим Зальцбургский фестиваль.
Мнения
Гюляра Садых-заде
музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России
музыковед, музыкальный критик, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей России
Гюляра Садых-заде
«Первые попытки собрать новый коллектив и представить по-новому и музыку барокко, и музыку современную Теодор Курентзис предпринимал еще в Новосибирске. Именно там был собран вокальный ансамбль New Siberian Singers, который был составлен из местных музыкантов и артистов. С этого начались первые опыты по освоению барочной музыки. В мире есть много хороших дирижеров, но единицы создают новые оркестры. Это очень большая работа, она требует огромных ресурсов, чутья, умения договариваться с разными людьми.
С переездом musicAeterna Петербург приобрел оркестр мирового класса, который приглашается на важнейшие фестивали, такие как Зальцбургский или Люцернский фестивали.
Петербуржцы не сразу осознали это. Если вы помните, были очень большие споры, недовольство тем, что какие-то варяги приходят в Дом радио. Это все было исключительно от незнания и непонимания того, какой огромный подарок получил город – готовый оркестр не просто высокого уровня, а открывающий новые горизонты: установка на неизвестную музыку, музыку наших современников, композиторов, которых очень редко исполняют в академических залах.
Приходится признать, что в Петербурге стремительно провинциализируется музыкальная жизнь. MusicAeterna в Доме Радио - проект, противостоящий этому тренду: новая краска, новое измерение для Петербурга».