ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА

Илья Фоминцев, основатель и директор Фонда медицинских решений «Не напрасно»: запуск портала по всеобщему медицинскому образованию здорового населения, пациентов и их близких «Все не напрасно», развитие частной онкологической поликлиники «Луч» и Высшей школы онкологии.

ПАРТНЕРЫ
Илья Фоминцев, основатель и директор Фонда медицинских решений «Не напрасно»: запуск портала по всеобщему медицинскому образованию здорового населения, пациентов и их близких «Все не напрасно», развитие частной онкологической поликлиники «Луч» и Высшей школы онкологии.
В декабре 2021 года Фонд «Не напрасно», ранее – благотворительный Фонд профилактики рака, начал новый проект – создал, по выражению Фоминцева, «Google для пациентов». Портал, по словам его создателей, позволит быстро получать качественную медицинскую информацию, которая необходима пациенту с конкретным диагнозом в конкретное время, а также связывать больных друг с другом и с врачами. В России порядка 4 миллионов человек живут с установленным онкологическим диагнозом. Для них и их близких важно найти поддержку, корректную и доказательную информацию о лечении и наблюдении.
От информирования – к улучшению системы
Портал «Все не напрасно» развивает образовательное и консультационное направления деятельности Фонда. Это второй образовательный проект, инициированный Ильей Фоминцевым. Ранее Фонд открыл грантовую программу ординатуры для талантливых выпускников медвузов, стремящихся стать онкологами - Высшую школу онкологии.
Лечебное направление работы Фонда представлено поликлиникой «Луч». Этот проект запущен в 2020 году и уже в 2021 году вышел на окупаемость. «Луч» позиционируется в качестве модельной частной поликлиники нового типа, которая демонстрирует, по замыслу инициаторов, как должна работать современная онкологическая лечебное амбулатория.
Таким образом, от информирования в целях профилактики рака НКО Ильи Фоминцева перешло к действиям по улучшению системы медицинского обслуживания в России. «Общество реагирует на дефекты здравоохранения, исправляя и дополняя его с помощью цифровых инструментов», - комментируют эксперты новые инициативы Фонда. Впрочем, еще до запуска платформы в ее адрес звучала и резкая критика.
Главная идея - пациентоцентричность
Проект «Все не напрасно» объединяет несколько пациентских сервисов Фонда в единую экосистему. Ранее Фонд «Не напрасно» создал бесплатный сервис «Просто спросить» для онкобольных и их близких; портал стал продолжением этой работы.
Пациентоцентричность - краеугольный камень проекта “Все не напрасно”. Эффективным может быть только то лечение, где приоритетом являются потребности пациента, убежден Фоминцев.
«Проект реализуется в рамках НКО, то есть не берет денег с пользователей, но будет получать доход, реинвестируя его в развитие портала. Доходную часть проекта обеспечит партнерство с фармкомпаниями, которым важно распространение корректной и достоверной информации о заболеваниях», - рассказал директор «Не напрасно». Платформа уже несколько месяцев работает в тестовом режиме, что позволило сформировать в медицинском сообществе разные мнения по ее поводу. Критики инициативы уверены, что крайне рискованно давать возможность больным, прочитавшим статьи в интернете, «командовать квалифицированными специалистами».
«Ты что, самый умный?»
По словам Ильи Фоминцева, задача проекта – в том, чтобы «простой русский мужик», болеющий, например, раком легких, приходя к врачу, задавал вопрос о сложной процедуре, которую ему могли бы назначить. «На что доктор первым десяти пациентам ответит: ты что, самый умный? Но на 11–й раз пойдет к заведующему и скажет: «Меня поднимут на вилы, если я не начну делать эту процедуру». Когда масса пациентов будет знать о своих возможностях и задавать нужные вопросы, сопротивляться будет невозможно», - считает Фоминцев.
Из собственного опыта эксперт знает, что большинство пациентов плохо информированы, у них нет никаких данных о том, как протекает их заболевание, они не знают даже того, о чем нужно спросить доктора, на что больной имеет право в процессе лечения. И никто ему не спешит рассказывать обо всем этом, а иногда врачу просто некогда разговаривать. «Мы не говорим, что больной будет командовать медиками; мы считаем, что он должен иметь возможность задавать правильные, корректные вопросы, которые проясняют ситуацию, после которых становится яснее и спокойнее, - уверен инициатор проекта. - Пациент должен знать, о чем спрашивать доктора по своему заболеванию. Для этого нужно пациентское образование, так называемая patient power».
Избежать ненужных процедур
Образование пациентов поможет, считает Илья Фоминцев, смягчить еще одну, весьма распространенную в платной медицине, проблему - навязывание пациентам ненужных обследований и процедур, включая хирургические.
«Мой однокурсник, известный флеболог, рассказал: «Есть сети клиник, из которых с нетронутыми венами нельзя выйти - тебя запугают до последней степени и какую-нибудь вену обязательно исправят». Также есть массовая индустрия по удалению щитовидных желез; существует массовая индустрия по исправлению перегородок носа. Огромный процент таких операций просто не нужен. И деньги забрали, и нос сломали. Это чистый развод на деньги», - считает Илья Фоминцев.
По его словам, чем менее опасна болезнь, тем больше мошенничества на ее почве, потому что риски тяжелых последствий невелики. «Щитовидная железа, вены, перегородки – это простая хирургия», - поясняет эксперт.
Другая медицина
Количественная цель нового проекта - охватить образованием и поддержкой максимальное число пациентов и их близких. «Мы хотим усилить роль пациентов в медицине. Это будет совсем другая медицина», - считает Илья Фоминцев. Начинать проект его инициаторы решили с онкологии, в которой, по их словам, у «Не напрасно» уже сформировалась хорошая экспертиза.
«В России сейчас 4 миллиона пациентов с диагнозом "рак" и еще около 2 млн с подозрением на рак. У каждого из серьезно больных есть в среднем два активных близких человека, вовлеченных в помощь пациенту. И мы получаем 12 миллионов человек заинтересованной аудитории в России. Это та аудитория, которой, мы надеемся, будет полезен наш портал», - описывает задачи проекта Илья Фоминцев.
По его словам, портал в процессе развития будет включать широкую палитру инструментов для пациентов. «В первую очередь, это своего рода «Википедия» для пациентов, понятная для любого человека; пациентские инструкции, как себя вести, что делать, - рассказывает он. - Со временем можно будет подписаться на новости по своим заболеваниям, найти нужное лечебное учреждение, данные о врачах, о возможностях получить консультации».
Кроме того, на портале размещена новая версия разработанной Фондом системы профилактики рака у людей без установленного онкологического диагноза, с рекомендациями и автоматизированными тестами. На следующем этапе, в течение года, появится возможность поиска пациентами друг друга по любому сочетанию признаков. «И сервис, позволяющий найти доктора под свою конкретную клиническую ситуацию», - добавляет Илья Фоминцев.
Проект “Все не напрасно” в своем роде уникален. В США есть сервисы по информированию пациентов, но без набора сопутствующих услуг, интегрированных в одном месте.
Образование пациентов поможет, считает Илья Фоминцев, справиться и с проблемой перекосов в системе государственных тарифов ОМС, которые во многих случаях занижены и не покрывают прямые затраты медицинских организаций. «Пациенты и врачи будут объединяться, потому что на самом деле они заодно; те и другие хотят эффективно побеждать болезни, - считает руководитель «Не напрасно». - Пациент имеет по закону полное право знать правду. Мы даем инструменты для его реализации».
Директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев:
«Новый сервис «Все не напрасно» развивает известную в мировом здравоохранении тенденцию, получившую название «ответственного самолечения». Рабочей группой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2013 году предложено следующее определение этого понятия: «Ответственное самолечение – это способность людей, семей и сообществ сохранять здоровье, предотвращать болезнь, поддерживать здоровье и справляться с болезнью и инвалидностью с или без поддержки медицинского работника». Эта тенденция возникла как ответ граждан на дефекты традиционного здравоохранения. В России сейчас уже 35% населения занимаются самолечением. Появляются организации, помогающие гражданам заниматься самолечением, например, «Медицинское бюро П.А. Воробьева», которое так и позиционирует себя как содействие пациентам в вопросах ответственного самолечения.
Во всем мире имеет место дефицит врачей, долгое время ожидания консультации, не так уж редки случаи злоупотреблений, когда пациентам по внемедицинским мотивам назначают неадекватное лечение (лекарства, процедуры). В нашей стране ко всем этим дефектам добавляется весьма низкая, зачастую, профессиональная компетенция врачей, которая заменяется клиническими рекомендациями «сверху», нередко совершенно неэффективными. Все это еще больше снижает общий уровень качества медицинской помощи и доверие населения к системе здравоохранения.
Понятно, что в такой ситуации общество ищет выход – граждане стремятся найти альтернативные источники информации о своих болезнях, а предприниматели и разработчики технологий предлагают пациентам новые формы борьбы с болезнями. Когда усилия вторых вызывают доверие первых (а доверие – ключевой фактор в этой истории), возникает синергетический эффект, который оправдывает новую тенденцию. В частности, IT-индустрия предлагает пока только для врачей свои решения в рамках так называемой «системы поддержки принятия врачебных решений» (СППВР). Например, ИИ прекрасно читает снимки КТ, что подтвердил опыт Москвы по диагностике ковида. СППВР уже в ближайшем будущем будет доступна широкому кругу пациентов. Специалисты терапевтического профиля в большинстве своем будут оказывать телемедицинские консультации, лишь в сложных случаях направляя пациентов на очный прием. В дальнейшем мы станем свидетелями появления все большего разнообразия «медицинских ботов», своего рода виртуальных «докторов Хаусов», которые благодаря ИИ смогут в большинстве случаев дать нам разъяснения и в перспективе поставить диагноз, более точно, чем среднестатистический врач.
Но у этой тенденции при всех ее плюсах есть обратная сторона. Ослабление роли профессионального сообщества врачей приводит к усилению роли фармацевтического, IT и другого околомедицинского бизнеса. В ситуации, когда сам пациент определяет траекторию своего обследования и лечения, бизнес старается захватить его в свою экосистему до визита к врачу, например, под предлогом борьбы за здоровый образ жизни, и в дальнейшем, если у него появится заболевание, не выпускать его из своей экосистемы. Мы видим, как Аpple уже в шаге от развития своей медицинской сети, а если посмотреть на нашу страну, то «Сберздоровье» - уже реальный телемедицинский сервис.
Основная цель бизнеса – заработать деньги, что вполне соответствует его предназначению. Чтобы эта цель не входила в противоречие с желанием пациентов излечиться наиболее эффективным способом (достичь результата быстро и с наименьшими затратами), очень важно соблюсти баланс интересов сторон. Судя по всему, основные усилия проектов фонда «Не напрасно» как раз и направлены на обеспечение такого баланса. И это выгодно отличает проекты от других подобных частных медицинских инициатив в России».
Не только образование, но и лечение
Лечебное направление деятельности Фонда «Не напрасно» представлено клиникой «Луч». Она позиционируется в качестве образцовой частной амбулаторной поликлиники нового типа, демонстрирующей, по замыслу инициаторов, как должна работать современное онкологическое лечебное учреждение.
По словам Ильи Фоминцева, главное отличие этой клиники от обычных – в том, что она «не оказывает услуги, а предоставляет решения» проблем больного. Он называет «Луч» «центром управления полетами при лечении рака» - она полностью организует все этапы лечения, даже если они проходят не на ее территории. «Туда приходят люди и получают решение в любой ситуации, что бы с ними ни происходило, - поясняет он. - Там собираются все врачи - выпускники Высшей школы онкологии, а некоторые – выпускники Гарвардской медицинской школы, то есть, врачи самого высокого уровня - и они говорят пациенту, куда ему деваться. Мы находим, где нужно - хирургию, где нужно – химиотерапию. Все решения доступным языком обсуждаются с пациентом и его ближайшим окружением, рассматриваются все плюсы и минусы каждого варианта решения. Все что можно мы делаем за счет государственных гарантий, где это невозможно - находим недорогие варианты, и для пациентов это огромная экономия времени и денег. К примеру, к нам приходит человек, который месяцами не может попасть в государственную клинику на операцию, а у нас он оперируется через неделю и стоит все это 3 тысячи рублей все вместе с консультацией. Мы делаем в основном амбулаторную химиотерапию, что соответствует потребностям большинства пациентов, поскольку свыше 90% ситуаций в химиотерапии – амбулаторные. У нас есть возможности найти практически любой препарат для химиотерапии».
Мария Денисова, PhD candidate, университет Маастрихта, отмечает, что онкологическая клиника «Луч» функционирует на разломах инфраструктуры государственного здравоохранения, занимая особую нишу. «Клиника занимается устранением пробелов, наведением мостов, обеспечением непрерывности ухода за пациентами. Встроенность клинки в широкую профессиональную сеть, порой выходящую за пределы города, позволяет ей также направлять и курировать своих пациентов не только внутри клиники, но и за её пределами».
Клиника «Луч» начала полноценно работать в 2020 году и, несмотря на свои весьма низкие цены, уже через 9 месяцев, в 2021 году, вышла на окупаемость. Это еще одно свидетельство высокого качества проекта. 30% выручки клиники формируется за счет ОМС, остальное – за счет платы пациентов. Прибыль полностью идет на нужды поликлиники.

Мнения
Виктор Вентимилла Алонсо
председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк

председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк
Виктор Вентимилла Алонсо
«Развитие цифровых инструментов в сфере здравоохранения сейчас интенсивно, как никогда раньше. Новые технологии позволяют повысить качество и доступность медицинских услуг и спасти жизнь пациентам. Пандемия показала нам, что порой без дистанционных сервисов просто не обойтись. Объединить на одной платформе и экспертов, которым можно доверять, и тех, кто только попал в сложную ситуацию, и тех, кто может поделиться опытом, - важная задача, которая сможет оказать ощутимую поддержку онкологическим больным.
Сегодня многие цифровые сервисы и решения в медицине, которые развивает Сбер, эффективно применяются в медучреждениях и используются жителями страны. Быстрыми темпами развивается телемедицина, которая позволяет связываться с врачом в течение нескольких минут. В экосистеме Сбера - более 50 моделей искусственного интеллекта, которые позволяют по медицинским снимкам определять объемы поражения легких при COVID-19 и мозга при инсульте, выявлять онкологические заболевания, анализировать результаты ЭКГ и другие показатели.
Мы реализуем масштабные проекты с медицинскими учреждениями в Петербурге и Ленобласти по мониторингу состояния людей с хроническими заболеваниями, внедрению цифровых сервисов на базе ИИ, способных оказать помощь врачам в постановке предварительных диагнозов, сэкономить время и облегчить работу колл-центров и врачей».

Ярослав Павлов
ректор бизнес-школы ИМИСП

ректор бизнес-школы ИМИСП
Ярослав Павлов
«Проект «Все не напрасно» Ильи Фоминцева произвёл на меня очень глубокое позитивное впечатление. Это отличный пример социального предпринимательства: в нем есть и решение важной социальной проблемы и понятная схема коммерциализации проекта.
Создатели платформы взялись за решение проблемы мирового масштаба: существует огромный разрыв между знаниями пациентов и потребностями в этих знаниях. Люди не имеют проверенного источника информации о своих заболеваниях. И читая о медицинских проблемах все подряд на просторах интернета, пациенты несут эти глупости врачам. Это одна из причин – конечно, не единственная, но важная – взаимного недоверия врачей и пациентов: одни не хотят разговаривать, другие не верят, что им квалифицированно помогают.
Я слышал скептические отзывы врачей относительно новой платформы, потому что им кажется, что это усугубление проблемы – пациентам предлагают транслировать в кабинете врача псевдо-знания. Но на самом деле нужен верифицированный источник информации. Когда врачи и фармацевты принимают участие в верификации образовательного ресурса, то они получают союзников в лице квалифицированных пациентов. Важно, чтобы пациент грамотно заботился о своем здоровье, вовремя распознавал симптомы болезней, примерно представлял, как его будут лечить. Я не разделяю скепсис, понимая, что мы выходим из школы с формальной отметкой по биологии, не представляя, как устроен наш организм, и этот дефект системы школьного образования усугубляется дальнейшим чтением безграмотных советов в интернете.
Хорошо, что инициаторы продумали модель коммерциализации, потому что социальные проекты, которые опираются только на внешние источники инвестиций, неустойчивы. Как правило, внешний источник со временем иссякает, и проект закрывается. Сейчас, когда НКО находятся под правовым прессингом, социальное предпринимательство – необходимый путь для большинства общественных инициатив.
С точки зрения общественного эффекта, предпринимательская инициатива всегда лучше, чем ESG-работа корпораций, хотя у них больше денег. Успех проекта зависит не от денег, а от вложенных усилий – это всем очень важно понять».

*ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015