ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА
ГЕРОИ 2021. КАПИТАНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА

Борис Львовский, архитектор и сооснователь DA Bureau. Создание одного из немногих российских архитектурных бюро, получивших международное признание, и разработка нового стиля городской среды.

ПАРТНЕРЫ
Борис Львовский, архитектор и сооснователь DA Bureau. Создание одного из немногих российских архитектурных бюро, получивших международное признание, и разработка нового стиля городской среды.
В 2021 году сооснователь DA Bureau Борис Львовский получил одну из самых престижных наград глобального конкурса Interior Design Best of Year Awards в номинации Rising Star («Восходящая звезда»). Это был первый случай, когда российское архитектурное бюро получило международное признание. Отметим, что Rising Star даётся не за конкретную работу, а за вклад в архитектуру в целом, за новое слово в этой сфере. Команде Бориса Львовского, без сомнений, удалось это слово сказать. DA Bureau стало не только самым титулованным и признанным в мире российским архитектурным бюро, но и так называемым трендсеттером - его авторы создают проекты, диктующие моду на стили и формирующие мейнстрим в дизайне ресторанов, кинотеатров, коворкингов и других общественных пространств. Проекты DA Bureau, таким образом, меняют городскую среду не только в Петербурге, но и далеко за его пределами.
DA Bureau создало такие нашумевшие в Петербурге пространства, как рестораны Betulla, Animals, Birch, Made in China, фудхолл City Food, пиццерия Pizza22 – всего более 250 проектов, стиль которых «разнесли на цитаты» по всей России.
Столовая haute couture
Бетон, металл и дерево – всего три материала использовали архитекторы DA Bureau для создания ресторана Birch на Кирочной улице в Петербурге. Очередь в это заведение уже в течение 3 лет расписана на несколько недель вперёд. Это был один из проектов, который на его начальной стадии профессиональное сообщество воспринимало не иначе как эксперимент с неясными перспективами – концепция выходила слишком далеко за рамки канонического дизайна петербургских рестораций.
Betulla в хорошем смысле обманывает ожидания. Полуподвальное помещение, где изначально вообще планировали разместить производство, без достаточного освещения, с минималистичным дизайном и названное (хоть и по-итальянски) столовой, совершенно обескураживает посетителей необычной атмосферой аутентичного ресторана. Критики пишут, что самая популярная петербургская столовая создана для тех, кто любит новые места, ценит качественные продукты и уважительное к ним отношение, для людей с высоким уровнем дохода, инстаграм-блогеров, представительниц «светского Петербурга» и почитателей шеф-повара Хезрет-Арслана Бердиева (совладельца Birch и создателя Betulla). Дизайн ресторана Birch (заведению уже три года) вызвал симпатии у профессионального сообщества далеко не сразу.
ресторан Birch
«Когда мы проектировали Birch, все говорили, что мы сошли с ума, - вспоминает Борис Львовский. – Нельзя делать файн-дайнинг-ресторан [от англ. fine-dining – высокая кухня ред.], в котором нет скатерти, нет низкой посадки [в Birch вся посадка – высокая], в котором использовано всего три материала. Тогда все ходили в условную Ginza, где много подушечек, всяких штучек и очень уютно. Наш основной принцип – это сторителлинг, проект должен рассказывать какую-то историю, идею тех, кто его делает. Арслан Бердиев рассказал, что будет готовить авторские блюда из локальных продуктов, и мы придумали, как это всё переосмыслить. Придумали аскетичный берёзовый лес из брусков; поскольку главный арт-объект в Birch – это кухня, и она сделана из стали, мы создали огромную стальную люстру. В итоге это выстрелило настолько, что стало новым стандартом индустрии от полного неприятия на стадии эскиза до момента, когда все стали делать так же. И это не про копирование, а про расширение границ восприятия. Вот так делать было нельзя, а теперь вдруг стало можно».
Birch в 2018 году стал лучшим рестораном года в номинации Casual Dining (среди демократичных ресторанов) по версии профессионального издания Interior Design.
Большой секрет маленькой компании
DA Bureau – небольшое архитектурное бюро, можно сказать семейное. Его основали трое выпускников петербургской Академии художеств. Получив красные дипломы после окончания вуза, Борис Львовский, его однокурсница и позднее супруга Анна Львовская и друг Фёдор Горегляд были приняты в лучшие архитектурные мастерские города на довольно высокие должности – в «Студию 44» Никиты Явейна, в «А.Лен» Сергея Орешкина и в «Литейную часть-91» Рафаэля Даянова. Позднее к команде присоединилась дизайнер Мария Романова. Трудясь в разных компаниях, начинающие архитекторы вместе начали подрабатывать на различных проектах и даже однажды выиграли конкурс «Лучшие дизайнеры и интерьеры» за проект квартиры на Крестовском острове, где зонировали пространство не стенами или перегородками (их вовсе снесли), а объёмными боксами из бетона, черного сланца, берёзовой фанеры и металла. Один из них был точной копией морского двадцатифутового контейнера, в каждом находились функциональные помещения вроде ванной, санузла или гардеробной. Спальни отделялись от общего пространства кухни, гостиной и кабинета с помощью "умного" стекла, которое может быть непрозрачным ночью, а днём, наоборот, пропускает естественный свет.
Полученный опыт подтолкнул команду к созданию собственного архитектурного бюро. Решение уйти из стабильной компании со множеством заказов было твёрдым: «В какой-то момент мы просто поняли, что нам не нравится то, что там происходит. Мне и сейчас не всегда нравится, чем занимаются большие бюро, - объясняет Борис Львовский. - Когда маленькое бюро вырастает, ты как владелец этого бизнеса становишься заложником - ты вынужден брать проекты, чтобы платить зарплаты. И в какой-то момент интересных проектов нет, а обеспечивать дорогостоящую команду надо. Что делать? Ты берешься за странные проекты. И через какое-то время ты всё время занимаешься этими странными проектами. Просто потакать заказчикам неприкольно. И мы решили, что лучше быть первым человеком в деревне, чем вторым в Риме. Мы ушли, потому что хотели реализовывать свои идеи, а не чужие. Правда, выбрали для этого не самый удачный момент – лето 2014 года. Только мы уволились, бахнул кризис. В деньгах мы сразу потеряли вчетверо: во-первых, остались без зарплат, во-вторых, потеряли на скачке курса евро. И чтобы выйти на прежний уровень дохода, нам потребовалось лет пять».
команда DA Bureau
Сегодня в DA Bureau работают около 20 человек, и расширения штата не планируется. За год число проектов, над которыми здесь работают, увеличилось в полтора раза. И это не предел. По словам Бориса Львовского, очередь на проектирование в DA Bureau расписана на 2-3 месяца вперёд. В месяц здесь прорабатывают не более двух проектов. «Мы сознательно не растём, - говорит Борис Львовский. – Мы стали ставить людей в очередь. Чтобы делать крутые проекты, нужно уделять им достаточное количество времени. Спрос значительно превышает наши возможности».
В 2021 году проекты DA Bureau стали масштабнее. «Если раньше мы считались специалистами по проектированию ресторанов, то сейчас мы в большей степени фокусируемся на логистике всех общественных пространств. Площадь самого большого проекта, над которым мы работаем в данный момент, составляет 15000 квадратных метров, - рассказали сотрудники архитектурного бюро. - В портфолио компании появилось большое количество отелей, розничных компаний, крупных гастро пространств и офисов. Есть даже винодельня.
В Европе такого нет
Уникальным кейсом DA Bureau коллеги-архитекторы называют проект фуд-холла в торговом комплексе «Сити-молл» у метро «Пионерская» в Петербурге. Это наиболее масштабный из реализованных проектов, в который сначала тоже никто не верил. Прежде всего потому, что формат фуд-корта не предполагает создание атмосферного места, наполненного смыслами, идеями или вдохновением креативных людей. «Это первый в Петербурге фуд-корт или гастропространство, сделанное по канонам ресторана, - объясняет Борис Львовский. – Обычно в торговых комплексах мебель нужно делать из металла, из пластика, потому что люди часто пишут нецензурщину на столах. А мы вместе с нашими заказчиками из Fort Group рискнули и решили, что мы будем делать всё по-человечески, у нас будут тканевые диваны, деревянные столики, хороший свет. Мы изначально заманивали туда арендаторов, показывали им картинки – никто не решался в этом участвовать. Потом многие кусали локти».
Архитектор, партнёр бюро «Студия 44» Антон Яр-Скрябин, занимаясь в основном масштабными проектами, отмечает, что DA Bureau стали создателями архитектурных трендов не только в Петербурге, но и в России. «Любой их интерьер или решения, которые они делают первыми, потом, как грибы после дождя, появляются в разных местах. Сейчас любой торгово-развлекательный комплекс пытается сделать хоть что-то похожее на City Food. Так до них вообще никто не мыслил. И надо сказать, что и в Европе такого ещё нигде нет».
пространство City Food
Фуд-холл City Food стал одним из первых примеров общественного пространства за пределами исторического центра, которое способно привлекать людей и создавать для них те ценности, за которыми обычно ездят в центр. Задачей архитекторов было сделать так, чтобы посетители забыли, что находятся торговом центре в спальном районе, и почувствовали себя в интересном, необычном и атмосферном пространстве.
Борис Львовский отмечает, что потребность в хорошей архитектуре есть у каждого, и люди в мегаполисах и маленьких городах, в центре и на окраинах на самом деле ничем друг от друга не отличаются. «Желания у людей одинаковые – им должно быть комфортно и интересно. Если это ресторан, то вкусно и атмосферно. Вопрос, как ты отвечаешь на этот запрос и какие у тебя есть средства выразительности. Когда мы работаем в других городах, я всегда спрашиваю заказчиков, понимают ли они, что мы работаем для региона. И в Краснодаре мне как-то сказали: «Боря, все люди одинаковые. Мы хотим, чтобы жителям Краснодара не приходилось лететь в Москву, чтобы сходить в классное гастропространство. В регионах живут точно такие же люди, у них тоже есть интернет, они так же знают всё про стиль и моду». Вот в Краснодаре меценат Сергей Галицкий построил невероятный парк и создал восьмое чудо света!»
Рассказывая об эксперименте в районном торговом центре, Борис Львовский уточняет, что к открытию там подготовили дополнительный набор мебели на случай, если будут проявления вандализма. Однако через полгода его увезли на другой объект – не пригодилось. По наблюдениям владельцев, атмосферный фуд-холл привлёк совершенно новую аудиторию, и вложенные в реконструкцию средства (а рисковали бизнесмены примерно 400 млн рублей) полностью оправдались. По статистике, проходимость фуд-холла, расположенного на 4 этаже, увеличилась с 3 до 10 тыс. человек по будним дням и с 4 до 15 тыс. – по выходным.
Особенности русского дизайна
За последний год DA Bureau получило ряд международных наград. Особенно экспертное сообщество оценило идею ресторана BIO MY BIO (победитель Restaurant and Bar Design Awards, Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса, ICONIC 2021 Awards), который представляет собой гибрид ресторана и арт-объекта и посвящён осознанному потреблению. Также несколько наград получил проект первого премиального коворкинга HEADWAY (Best Office Awards, The DNA Paris Design Awards, Interior Design's Best of Year 2021 – honorable mention), который расположился в деловом центре «Москва-Сити». Яндекс и 2Гис даже ввели для этого объекта отдельную категорию – бутик-коворкинг с принципиально новым подходом к организации рабочего пространства, которое ориентировано не на крупных клиентов и большие потоки посетителей, а на небольшие команды высокооплачиваемых специалистов конфиденциальных профессий, связанных с обработкой информации и проведением непубличных встреч.
В 2021 году DA Bureau получило первые заказы за рубежом. Борис Львовский уточняет: пока речь идёт о проектах, которые реализуют за границей предприниматели из России. Для бюро это возможность выйти в совершенно новую конкурентную среду и показать миру настоящий русский дизайн.
«В России сейчас очень много крутого дизайна и предметного, и интерьерного. Есть крутые архитекторы, но для мирового сообщества Россия – это всё ещё зачастую ушанки и балалайки. Мы взяли практически все европейские награды, это значит, что российский дизайн вполне себе конкурентен европейскому, но мы для них по большому счёту теоретики. Чтобы к тебе пришёл европейский заказчик, недостаточно выигрывать европейские конкурсы. Нужно что-то построить, нужно, чтобы они видели тебя в деле. Сейчас мы строим отель в Доминикане, гастропространство в Тбилиси, ресторан в Лондоне. Пусть они для начала увидят, что мы не хуже, а там посмотрим», - говорит Борис Львовский.
ресторан Made in China
DA Bureau работает над интерьером ресторана за границей со своими давними партнёрами – Мадиной Кажимовой и Анной Долгушиной. В Петербурге архитекторы DA Bureau создали для них ресторан Made in China, который, согласно описанию, «балансирует между форматами ресторана современной азиатской кухни и первого в городе азиатского коктейльного бара». Мадина Кажимова рассказала, как из винтажного кафе, старательно подчёркивающего своё месторасположение в старинном здании на Большой Морской, 35, они с командой архитекторов DA Bureau создали пространство, в котором сочетаются исторический дух, дань традиции и смелая азиатская кухня.
«Одна из особенностей Бюро в том, что они узнают о проекте всё, просят заполнить бриф, ответить на нужные вопросы. Потом берут паузу, устраивают мозговой штурм и выдают тебе не готовый дизайн, а интерьерную фишку. Дальше мы вместе обсуждаем, как это можно реализовать, - рассказывает об особенностях работы Мадина Кажимова. - Например, для Made in China мы взяли очень красивое историческое помещение с пятиметровыми потолками, пилястрами, множеством элементов, которые нам не хотелось скрывать, а наоборот, обнажить. Нам было важно оставить полуразрушенный свод с узорами на потолке, винтажную лестницу, а внутри начинить ресторан всем новым. И это отлично удалось – заходишь в историческое здание, чувствуешь его дух – в этих огромных окнах, балконах, само помещение очень сильное, при этом вся внутренняя часть - мебель и предметы дизайна - все новые и актуальные, и этот контраст истории и новизны не режет глаз, а создает уникальный вайб [vibe – чувство атмосферы – ред.], словно так здесь было всегда».
Говоря о возможных рисках, Мадина Кажимова отмечает, что у рестораторов он есть всегда, задача бизнесмена – их минимизировать. «В отношениях дизайнера и заказчика должен сохраняться баланс. Ты доверяешь, но адаптируешь это под свой стиль, потому что тебе с этим интерьером дальше жить и работать. И ребята эту возможность дают. Но при этом важно дать им определённую свободу в рамках их задач, чтобы в финале получился, действительно, уникальный продукт».
ресторан Betulla
Борис Львовский чувствует себя свободным художником и спокойно говорит о том, что идея работает не всегда на 100%. И поэтому он в принципе не испытывает страхов насчёт успешности проектов: «Вообще никто не знает, сработает это или нет. На каждый успешный стартап приходится 100 неуспешных. Бывают очень странные кейсы ресторанов с плохим дизайном и едой, но на каком-то хайпе вокруг много людей и всё суперуспешно, а бывают рестораны с крутой атмосферой и меню, куда никто не ходит. Так бывает, в этом плане мы счастливо свободны», - объясняет Львовский.
Впрочем, секрет успеха DA Bureau существует. Партнёр «Студии 44» Антон Яр-Скрябин говорит, что для DA Bureau архитектура – это гораздо больше, чем просто внешний облик здания или внутренние интерьеры. «Они сильны в маркетинге, у них очень тонкое чутьё на то, что будет работать не только внешне, но и в структуре объекта, и это выводит их на новый уровень общения с заказчиком, получается такая творческая коллаборация. Не дизайн ради дизайна, а продуманная до мелочей функциональная и при этом красивая структура объекта».
Борис Львовский поясняет, что во многом успех объясняется тем, что бюро работает не только над архитектурным или дизайн-проектом. «Мы работаем на стыке маркетинга и архитектуры. Мы помогаем нашим заказчикам не просто делать красивую картинку, но и дополнять это всё смыслами, и эти смыслы легче продавать, потому что мы ищем какие-то штуки, которые более востребованы. В целом мало кто этим занимается», - говорит Львовский.
Бизнес на идеях
Сейчас в работе у DA Bureau 54 проекта. Это довольно показательная цифра, учитывая, что крупные дизайнерские бюро одновременно работают, как правило, с 10-15 проектами. В 2022 году DA Bureau представит Петербургу переосмысление кинотеатра как общественного пространства – на Большом проспекте Петроградской стороны после реконструкции откроется кинотеатр «Мираж». И Борис Львовский надеется, что это будет ещё одно новое слово в архитектуре, которое в итоге станет стандартом для индустрии.
«Это суперминималистичный проект. В самом «Мираже» придумали множество развлекательных идей, которые, я уверен, поменяют индустрию в целом, - рассказал Борис Львовский. - Например, будет зал, который представляет из себя гостиную с большим количеством диванов, которую можно арендовать на 15-20 человек и посмотреть любое кино. Или зал с кроватями, на которых ты можешь лежать в первом ряду – такое встречается в некоторых американских крутых кинотеатрах. В Петербурге такого ещё не было. Всё это будет выполнено в стиле «Интерстеллара», где нет никакого декора. Это история про развитие, влияние на общество, развитие вкуса людей. Хочется в каждой сфере, где ты применяешь свои усилия, задавать новые стандарты. Когда ты задаёшь новые стандарты, все вокруг обязаны к этому прислушаться, иначе останутся за бортом. Сегодня многие хотят развивать общественные пространства как бизнес, но, чтобы это работало как бизнес, нужны классные идеи, нужно что-то давать людям. Пока конкуренция у нас невелика».
пространство City Food
Хотя подход архитекторов из DA Bureau сегодня становится мейнстримом в формировании городской среды (по крайней мере в Петербурге), Борис Львовский уверен, что каждой архитектуре – своё время и сам говорит о том, что жизнь подобных проектов продолжается 5-7 лет. После необходимо обновление – в интересах людей, так как архитектура должна задавать ритм и стиль жизни. Петербург в этом смысле для архитекторов-новаторов – не самая открытая площадка. «Петербург – невероятно консервативный город, в котором вообще не развивается современная архитектура, - заключает Борис Львовский. – Мы зажаты своими ансамблями, здесь ты любую современную архитектуру должен развивать через боль, всегда вопреки сложившемуся укладу. Но та красивая архитектура – все эти анфиладные здания, длинные плоские фасады – то, чем славится Петербург, - совершенно не отражает то, как сейчас живут люди и что им нужно. В итоге архитекторы пытаются мимикрировать под этот стиль – получается какой-то франкенштейн с невероятным налётом местечкового аристократизма, когда ты пытаешься изобразить, что живёшь в XVII веке».
Петербург мечты команды DA Bureau – это город со множеством разнообразных общественных пространств, в котором люди не боятся экспериментов, в котором наряду с Эрмитажем есть и новые точки притяжения для туристов и местных жителей, в городе мало машин и много деревьев, а окраины, достигнув своей предельной высоты, развиваются как малоэтажные плоскостные территории. Рисуя эту картину, архитектор тут же называет её утопией и поясняет, почему в России это пока невозможно: «Если в Амстердаме на берегу канала один из маленьких симпатичных домиков рухнет, на его месте никто не будет строить похожее здание. Они построят классный современный дом, а то, что вокруг него, будет наполнено историей. В этом – развитие. Не нужно разрушать все классические ансамбли, но если вы строите что-то в центре, это должно быть красиво и функционально. В Европе архитектура и дизайн находятся на другом уровне развития – и это нужно признать. Там архитектура одновременно и смотрит в будущее, и обслуживает интересы людей. Архитекторы стремятся сделать качество жизни людей выше. Возможно, поэтому новое там не вызывает такого сопротивления, как у нас. А здесь, к сожалению, и финансов больших на архитектуру не выделяется. Поэтому у нас не облагораживаются парки, не строятся музеи в таком количестве – всё, что формирует «насмотренность». Я очень надеюсь, что и мы к этому придем!"

*ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015